Совет Европы: Белорусские правозащитники нуждаются в поддержке

Беларусь не является государством – членом Совета Европы и не должна даже рассматриваться как кандидат, пока она не освободит всех правозащитников и активистов оппозиции, заключенных в тюрьму по политическим мотивам, не отменит смертную казнь и не проведет масштабных демократических реформ. Это означает, что Беларусь в настоящее время не является субъектом юрисдикции Европейского суда по правам человека; большинство мониторинговых механизмов, а также мой Офис не готовят доклады в отношении этой страны. Однако это не освобождает Совет Европы и его государства-члены от необходимости проявлять активный интерес к Беларуси, воздерживаться от каких-либо действий, которые могли бы нанести ущерб белорусским правозащитникам, а также стремиться оказывать поддержку правам человека в этой стране.

“Не навреди”

Первый принцип, который нужно помнить – это “не навреди”. Иными словами, государства – члены Совета Европы не должны сотрудничать с белорусскими властями в каких-либо действиях, которые могут поставить под угрозу физическую целостность и безопасность белорусских правозащитников. К сожалению, некоторые структуры в государствах – членах Совета Европы не всегда соблюдали этот принцип. Следует напомнить, что арест, судебное преследование, приговор и тюремное заключение видного правозащитника Алеся Беляцкого стали возможны благодаря информации, предоставленной Литвой и Польшей о банковских счетах на имя Беляцкого в этих странах. Сообщалось также, что сотрудничество с Беларусью через Интерпол может привести к рискам для деятелей гражданского общества.

Внешний мир может нанести ущерб делу прав человека и в том случае, если заявления будут непоследовательны, или в контактах с белорусским режимом будут звучать разные голоса. Притом что некоторые внешние силы призывают к санкциям, другие продолжают вести активные дела с Беларусью. Очевидно, что такие смешанные сигналы и отказ от подхода, основанного на ценностях, в пользу подхода, основанного на Реалполитик, дают властям в Минске значительное поле для маневра и позволяют им сталкивать между собой разных участников, что не идет на пользу правозащитникам Беларуси.

Демонстрировать солидарность и оказывать поддержку

Государства – члены Совета Европы должны демонстрировать солидарность с правозащитниками, сталкивающимися с трудностями, не только поднимая связанные с подобными случаями вопросы в многосторонних и двусторонних контактах, но и предоставляя срочные визы, а если необходимо – и политическое убежище, правозащитникам и их семьям, которые нуждаются в защите от угроз, запугивания и преследований со стороны белорусских властей. Следует рассмотреть возможность создания центрального контактного пункта, в который смогут обращаться белорусы, находящиеся под угрозой. Было бы логично разместить такой контактный пункт в соседних странах.

Многие белорусские НПО открыли свои офисы в литовской столице Вильнюсе, расположенной ближе к Минску, чем многие белорусские провинциальные города. Вильнюс принимает также у себя Белорусский гуманитарный университет – центр свободомыслия, чья деятельность в Беларуси в условиях репрессий стала невозможной. Студентов, которых исключили из университетов за политическую деятельность в Минске, ныне принимают в Вильнюсе. Еще одна достойная инициатива – это телевизионная станция Бельсат, расположенная в Польше, которая передает  на Беларусь новости и информацию без цензуры.

И другие европейские страны должны продолжать поддерживать белорусские правозащитные организации и самих правозащитников путем финансирования их деятельности и обеспечения участия в различных внешних мероприятиях и обучающих курсах. Правозащитники и организации в других европейских странах должны устанавливать партнерские связи со своими коллегами в Беларуси в рамках совместных проектов.. Например, Белорусский дом прав человека в изгнании в Вильнюсе – сеть белорусских правозащитных организаций – является эффективной платформой для совместных действий в поддержку деятельности правозащитников.

Роль Совета Европы

Совет Европы и его государства-члены должны наращивать усилия для того, чтобы повышать уровень информированности о стандартах, инструментах и механизмах Совета Европы, в том числе путем организации мероприятий в стране, если это представляется возможным. Сама Беларусь хотела бы расширить свое сотрудничество с Советом Европы, и некоторые конвенции открыты для подписания и государствами, которые не являются членами организации. Беларусь уже присоединилась к антикоррупционному механизму Совета Европы – ГРЕКО – и находится в процессе присоединения к ГРЕТА – механизму по борьбе с торговлей людьми. Хорошим продолжением было бы присоединение Беларуси к Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, что позволит экспертам Комитета по предупреждению пыток (КПП) иметь регулярный доступ к местам заключения в Беларуси, в том числе и к заключенным в тюрьму правозащитникам.

Важно также, чтобы и экспертный орган Совета Европы по конституционному праву – Венецианская комиссия – и далее участвовала во всех формах сотрудничества. Венецианская комиссия уже приняла заключения по законодательству в Беларуси, ограничивающему свободу ассоциаций и собраний. Если Беларусь желает продолжать это сотрудничество, то Венецианская комиссия могла бы предоставить дополнительные заключения по законодательству Беларуси в области прав человека. Хорошим показателем серьезности намерений Беларуси проводить реформы было бы то, в какой степени эта страна будет следовать этим заключениям.

Конференция международных неправительственных организаций и Парламентская Ассамблея Совета Европы также сыграли свою конструктивную роль в том, чтобы привлечь внимание европейского гражданского общества и парламентов к положению белорусских правозащитников, в том числе через слушания, доклады и другие мероприятия. И эти инициативы заслуживают дополнительного внимания и поддержки со стороны правительств государств-членов.

Взгляд в будущее

Я надеюсь, что настанет день, когда Алесь Беляцкий и другие несправедливо заключенные в тюрьму правозащитники и активисты оппозиции будут освобождены, причем не только из тюрьмы, но и от угроз повторного ареста лишь за то, что они выражают свое мнение и мирно выступают в защиту демократию. Я с нетерпением жду того дня, когда положение с правами человека в Беларуси улучшится настолько, что позволит руководству этой страны ввести ее в Совет Европы. А пока этот день не настал, на всех нас лежит ответственность за то, чтобы не навредить, но содействовать соблюдению прав человека в Беларуси любым доступным нам способом.